Предисловие
Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.
В условиях информационного общества одним из основных элементов рабочего места любого специалиста является персональный компьютер как инструмент сбора, обработки, хранения и передачи информации, поэтому очень важно для успешной деятельности обладать твердыми знаниями и четкими понятиями по информатике.
Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для средних специальных учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
Данный электронный учебник соответствует тематике рабочей программы дисциплины «Информатика», составленной по основной профессиональной образовательной программе в соответствии с ФГОС-3 по специальностям среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 190701 Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте, 100110 Сервис на транспорте (на автомобильном транспорте).
Электронный учебник содержит базовые теоретические и практические сведения, которыми должен овладеть любой профессионал независимо от рода деятельности. Учебник разбит на шесть разделов, отражающих различные аспекты информатики.
В разделе I рассмотрены основные понятия информатики и технологии обработки информации, виды и свойства информации, единицы измерения информации и системы ее кодирования, информационные процессы и информационные технологиии.
В разделе II представлены материалы по аппаратному и программному обеспечениям компьютера, рассмотрены операционная система Windows, файловая система организации данных, файловые менеджеры, архиваторы и утилиты.
В разделе III рассмотрены размещение, хранение, обработка, поиск и передача информации,защита информации от несанкционированного доступа, компьютерные вирусы и антивирусные средства защиты. Раздел IV посвящен компьютерным сетям, сетевым технологиям обработки информации и основным сервисам Интернета.
В разделе V рассмотрены информационные технологии работы с текстовой, графической, табличной информацией, а также с реляционными базами данных.
В разделе VI представлены классификация автоматизированных информационных систем и принципы организации типовых профессиональных автоматизированных систем.
Для контроля и самоконтроля знаний предложены вопросы для повторения по каждой теме раздела. Для итогового контроля знаний представлены тесты по разделам учебника.