Раздел 6. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ВИДЫ

Тема 6.1. Автоматизированное рабочее место специалиста

6.1.1. Назначение и виды автоматизированных рабочих мест (АРМ)

Основное предназначение рабочих мест управленческих, инженерных и иных работников – обеспечить условия для комфортной, высокопроизводительной и качественной работы. Для этой цели рабочее место специалиста должно быть оптимально спланировано, оснащено всем необходимым, гарантирующем безопасность работы и обеспечивающим бесперебойную информационную поддержку и рациональную организацию труда.
Рабочие места управленческих работников можно разделить на индивидуальные и групповые. Индивидуальные рабочие места характерны для руководителей различных рангов, групповые – для лиц готовящих информацию с целью её дальнейшего использования и принятия управленческих решений (финансисты, бухгалтеры, делопроизводители и др.).
По степени автоматизации рабочие места можно классифицировать на ручные, механизированные и автоматизированные (рис. 6.1.1).


Рис. 6.1.1. Классификация информационных систем по степени автоматизации
При ручном (немеханизированном) рабочем месте работник сферы организационного управления пользуется столом, специальной мебелью, телефоном, линейкой, таблицами и другими подсобными средствами.
Механизированное рабочее место характеризуется включением в рабочий процесс простейших и программируемых калькуляторов.
Создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) предполагает, что основные операции по накоплению, хранению, переработке информации возлагаются на вычислительную технику, специалист же выполняет определенную часть ручных операций и деятельность, требующую творческого подхода при подготовке управленческих решений. Вычислительная техника при этом работает в тесном взаимодействий с пользователем, который контролирует её действие, меняет значение отдельных параметров в ходе решения задачи, а также вводит исходные данные для решения задач и функций управления. На практике для каждой группы работников управления такие функции регламентируются должностными инструкциями, положениями, законодательными актами и др.

АРМ включат вычислительную систему, предназначенную для автоматизации профессиональной деятельности. Основу АРМ составляет ЭВМ (персональный компьютер или рабочая станция), снабженная специализированным программным обеспечением. Наибольшее распространение получили АРМ для проектировщиков, конструкторов, технологов, бухгалтеров, администраторов и т.д. АРМ позволяет существенно увеличить производительность труда профессионала. Для пользователей в сфере экономической деятельности обработка информации предполагает обязательное выполнение функций учета, анализа и прогнозирования.
В АРМ, предназначенных для решения задач учетно-аналитического и прогнозного характера, требующих выполнения различных операций группировки, выборки, сопоставления, должны применятся достаточно развитые языковые средства, обеспечивающие оперирование числовыми, текстовыми и графическими данными. При этом языковые средства общения в таких АРМ должны быть максимально упрощены, поскольку пользователями выступают специалисты и руководители различных экономических, не являющиеся специалистами в области вычислительной техники.
Таким образом, АРМ представляет собой совокупность аппаратных, программных и языковых средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и позволяющих оперативно удовлетворять его информационные и вычислительные потребности, используя программное и информационные обеспечения, т. е. образует вместе с персоналом информационную систему.
Информационная система – это совокупность средств, методов и персонала, использующих для хранения, обработки и передачи информации современные технические средства и телекоммуникации.

По степени автоматизации информационные системы, также, можно классифицировать на ручные, механизированные и автоматизированные (рис. 6.1.1).
АРМ работают либо автономно, либо в составе локальной вычислительной сети.

6.1.2. Обеспечение АРМ

    Функционирование АРМ требует наличия различных видов обеспечения (рис. 6.1.2).
  1. Информационное обеспечение (ИО) АРМ – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
    Назначение ИО состоит в своевременном формировании и выдачи достоверной информации для принятия управленческих решений. Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровне. Их цель – обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.
    Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и его объемы, места возникновения первичной информации и использование результатов информации. Например, простейшая схема потока данных, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приёме на работу сотрудника – от момента её создания до выхода приказа о его зачисления на работу.
  2. Технологическое обеспечение АРМ – представляет собой некоторую, четко установленную, совокупность проектных решений, определяющих последовательность операций, процедур, этапов в соответствующей сфере деятельности пользователя. Например, специалист может выполнять на АРМ: - ввод данных; - приём данных по каналам связи; - редактирование данных; - поиск, обновление, защиту данных; - накопление данных; - вывод на печать…
  3. Математическое и программное обеспечение АРМ – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач пользователя, а также нормального функционирования технических средств.
    К средствам математического обеспечения АРМ относятся средства моделирования процессов управления, типовые задачи управления, методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания.
    В состав программного обеспечения (ПО) АРМ входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
    К общесистемному ПО относятся комплексы программ, управляющих работой компьютера и расширяющих функциональные возможности ЭВМ.
    Специальное программное обеспечение АРМ, состоит из функциональных пакетов прикладных программ.
    Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задания на алгоритмизацию, экономико–математическую модель задачи, контрольные примеры.
  4. Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействия работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации АРМ. При этом возникает необходимость определить функции и задачи каждого специалиста, регламентировать взаимодействие работников, обеспечить персонал инструктивными материалами на всех технологических операциях автоматизированной обработки информации.
  5. Правовое обеспечение включает систему нормативно-правовых документов, которые должны четко определить права и обязанности специалистов в условиях функционирования АРМ. Должен быть разработан комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила развития данных.
  6. Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы АРМ, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Состав технического обеспечения:
    - компьютеры любых моделей;
    - устройства сбора накопления, обработки, передачи и вывода информации;
    - устройства передачи данных и линий связи;
    - оргтехника и устройства автоматического съема информации;
    - эксплутационные материалы.
  7. Эргономическое обеспечение (ЭО) АРМ – комплекс мероприятий, выполнения которых должно создавать максимально комфортные условия для использования АРМ специалистами. Выбор мебели организацию хранения бумажных и магнитных носителей. Задача ЭО – уменьшить отрицательное воздействие на человека со стороны ПЭВМ.

Рис. 6.1.2. Структура автоматизированного рабочего места как совокупность обеспечивающих подсистем

6.1.3. Программное обеспечение АРМ

Программное обеспечение (ПО) любого АРМ определяет его интеллектуальные возможности, профессиональную направленность, возможность применения различных технических устройств. Под программным обеспечением АРМ понимается совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники.

ПО любого АРМ можно разделить на базовое ПО и прикладное ПО (рис. 6.1.3).
Операционная система (ОС) предназначена для управления выполнениям программ пользователя, планирования и управления вычислительными ресурсами компьютера.
Операционные системы делятся на однозадачные и многозадачные. В однозадачных ОС пользователь работает в данное время с одной конкретной программой, например, ОС МS – DOS. Многозадачные ОС позволяют параллельно работать с несколькими программами. Количество таких программ зависит от мощности системы, например, ОС всех версий Microsoft Windows, UNIX (корпорации Bell Laboratory).
Сетевые ОС предназначенные для доступа ко всем ресурсам вычислительной сети. Примером таких систем являются Novell Netwere, Microsoft Windows – NT, UNIX.

Сервисное программное обеспечение включает программные продукты, обеспечивающие пользователю предоставление дополнительных услуг в работе с компьютером и расширяющих возможности ОС. Набор сервисных программ является расширением базового программного обеспечения. Эти программы часто называют утилитами.


Рис. 6.1.3. Классификация программного обеспечения автоматизированного рабочего места

Утилиты – программы, служащие для выполнения вспомогательных операций обработки данных или обслуживания компьютеров (диагностики, тестирования аппаратных и программных средств, оптимизации использования дискового пространства, восстановления разрушенной на магнитном диске информации т.п.)

По функциональным возможностям сервисные средства можно подразделять на средства, улучшающие пользовательский интерфейс, защищающие данные от разрушения и несанкционированного доступа, восстанавливающие данные, ускоряющие обмен данными, а также программы архивации – дезархивации и антивирусные средства.
Антивирусные продукты оцениваются по ряду критериев:
- точность обнаружения (идентификация) вируса;
- возможность защиты данных от инфицирования;
- эффективное устранение обнаруженных вирусов (восстановление файлов);
- простота использования;
- стоимость;
- способность работы в локальных сетях;
- возможность обнаружения и устранения boot–вирусов – дисков.
Наиболее известные антивирусные программы: - Virex (Microcom inc.) – резидентный, сканирует известные вирусные модификации, использует метод контрольных сумм для снижения и контроля состояния файлов и каталогов, ограниченно используются в сетях;
- Anti–virus (central Point Software inc.) – обнаружение завирусованных файлов без исправления, используются как в среде DOS, так и Windows;
- Антивирусный комплект «Диалог – наука»;
- Антивирус Касперского;
- NOD-32;
- Norton Antivirus – автоматическое создание резервных копий данных boot – секторов и критических файлов.

Программы технического обслуживания включают совокупность программно – аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера и автоматизированного рабочего места в целом.
В качестве примера тестовой программы можно привести Doctor Hardware, пакет CheckIt для Windows.

Инструментальное программное обеспечение включает системы программирования, предназначенные для автоматизированной разработки и выполнения программы на данном языке. Система программирования включает в себя входной язык программирования, транслятор, машинный язык, библиотеки стандартных программ, средства отладки оттранслированных программ и компоновки их в единое целое. Наиболее известные системы программирования для ПК: Visual Studio фирмы Microsoft, поддерживающая языки программирования Basic, Java, C++; Delphi фирмы Inspires и др.

Прикладное программное обеспечение предназначено для разработки и выполнения конкретных задач пользователя.

Вопросы для повторения

1. Каково основное предназначение автоматизированных рабочих мест?
2. Что такое информационная система?
3. Как классифицируются автоматизированные рабочие места по сфере пременения?
4. Как классифицируются автоматизированные рабочие места по характеру информации?
5. Какие виды обеспечения необходимы для Функционирования АРМ?
6. Как классифицируется программное обеспечение АРМ?
7. Какие программы образуют базовое ПО АРМ?
8. Какие программы образуют сервисное ПО АРМ?
9. Какие программы образуют прикладное ПО АРМ?

Hosted by uCoz